***
Рок-группа (Свердловск, Екатеринбург, Москва). Творчество группы распадается на два этапа: на первом она играла нервный и слегка манерный арт-рок, лежавший в русле местных мелодических традиций, и долго не могла избавиться от статуса дебютанта, на втором реализовала рецепт беспроигрышного успеха, сочиняя эффектные трехминутные номера с цепляющими мелодиями, текстами в манере декаданса и драматическим вокалом. “АГАТА КРИСТИ” появилась осенью 1985 на радиотехническом факультете Уральского политехнического института под названием “ВИА РТФ УПИ”, хотя своими корнями ее история уходит в 1979, когда в городке Асбест на юге Свердловской области появилась школьная группа, в составе которой играли Вадим Самойлов, Александр Козлов и Петр Май. По окончании школы, когда они учились уже в институтах, к началу осеннего семестра 1985 Вадим Самойлов собрал (для выступления на конкурсе студенческой самодеятельности) новую группу, которая и положила начало “АГАТЕ КРИСТИ”. В составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Александр Овчинников (гитара), Александр Кузнецов (бас), Игорь Карпенко (клавишные) и Петр Май (барабаны). Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе, исполняя старательные подражания арт-року GENESIS и YES, придумали новое название, той же осенью в домашних условиях записали дебютный альбом “Если” (1985) и были приняты в Свердловский рок-клуб.
Следующей весной 1986 группа записала альбом “Голос”, а в конце того же года выпустила альбом “Свет” — первый, обративший на себя внимание экспертов и публики. Однако из-за внутренних проблем группа почти год не работала.
Но с выходом в январе 1988 альбома “Второй фронт” стало ясно, что “АГАТА КРИСТИ” нашла устойчивое равновесие между арт-роковыми и “нововолновыми” тенденциями и обрела свой стиль: песни этого периода опирались на жесткий пост-панковский ритм и соединяли бравурные мелодии с реминисценциями неоклассицизма и европейской камерной музыки. Менее академичная, чем “УРФИН ДЖЮС”, но более прямолинейная, нежели “НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС”, группа сделала серьезную заявку на успех.
“АГАТА КРИСТИ” начала активно гастролировать по стране; ее выступление на 3-м Свердловском рок-фестивале в сентябре 1988 стало одним из его центральных событий. В конце 1989 группа приняла участие в фестивале альтернативного рока “СыРок” в Москве; позднее она фигурировала в программах шоу “Интершанс” и “Ступень к Парнасу”.
В июле 1989 к братьям Самойловым (в 1986 Кузнецова сменил младший брат Вадима Глеб Самойлов — бас, вокал) и Козлову присоединился Альберт Потапкин, который привел своего коллегу по группе “ФЛАГ” Льва Шутылева (клавишные). В новом составе “АГАТА” появилась на 4-м Свердловском рок-фестивале, а также представляла советский рок на Фестивале искусств в Глазго (Шотландия). В целом этот период был отмечен спадом: перегруженная звучанием клавишных, “АГАТА КРИСТИ” неуклонно теряла прозрачность и энергию своей музыки, становясь все более тяжеловесной и помпезной. Альбомы этого периода “Коварство и любовь” (1989) и “Декаданс” (1990) прошли незамеченными и были признаны лишь на новом витке популярности группы.
Следующие несколько лет об “АГАТЕ КРИСТИ” почти не было слышно. Потапкин вернулся в “НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС” (с которым уже играл в 1987), вместе с ним ушел и Шутылев; место за барабанами занял Андрей “Пионер” Котов, бывший участник “КАБИНЕТА” и различных групп Александра Пантыкина.
Возвращение “АГАТЫ КРИСТИ” состоялось лишь в 1993, когда группа записала неожиданно энергичный, сильный, полный хитовых мелодий альбом “Позорная звезда”, за короткое время, даже без интенсивной поддержки масс-медиа разлетевшийся по стране и превративший ее в новых кумиров тинэйджеров.
К моменту выхода следующего альбома “Опиум” (весной 1995) “АГАТА КРИСТИ” уже не нуждалась в представлении или чьей-либо поддержке, хотя серьезная пресса оценила “Опиум” скептически, обвинив группу в эксплуатации одних и тех же клише и дефиците мысли в текстах. Но успех альбома был колоссален — две его песни, меланхоличная, в манере CURE, заглавная Опиум для никого и Сказочная тайга, изящный парафраз Январской вьюги Александра Зацепина (из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”), стали новыми крупными хитами. “АГАТА КРИСТИ” перебралась в Москву, совершала успешные гастроли по России.
Следующий альбом “Ураган” вышел в 1996 и стал знаком того, что ажиотаж вокруг группы пошел на спад. Концерты уже не вызывали истерик в зале, да и в музыкальном отношении новая работа оказалась лишь бледной копией своих предшественниц.